Устройство механического спидометра

Спидометр служит не только как украшение панели приборов. Он сохраняет нервы и средства водителя. Ведь даже глаз профессионала привыкает к мельканию предметов за окном, и 90 км/ч кажутся медленным движением.

Механические спидометры устроены очень просто. Они работают за счет гибкого вала - специального троса, который хорошо предает вращение. Поскольку спидометры везде одинаковы, то в их приводе меняют редуктор. Его передаточное число подбирается специально для автомобиля. На заднеприводных, спидометры, как правило, контролируют обороты у вторичного вала коробки передач. Поэтому показания прибора полностью зависят от шин, погрешности устройства и передаточного числа у редуктора. Но, поскольку зубчики редуктора сделаны не из резины и изнашиваются, то подобрать идеальное соответствие между всеми параметрами невозможно. Общая погрешность может быть от 10% и выше –такое не редкость.

Спидометры у переднеприводных машин, у которых двигатель располагается поперечно, связаны с приводом левого колеса после главной пары. Следовательно, на погрешность прибора помимо размера шин влияет эффект «закругления дороги». Когда автомобиль поворачивает влево, его скорость на спидометре немного уменьшается, нежели посередине машины, а при повороте вправо – увеличивается.

Из каких компонентов состоит механический спидометр? Над магнитным диском (1), который приводится в движение тросом, находится с небольшим промежутком крутящаяся на оси алюминиевая картушка (колпак) (2), в состав нее входит стрелка и возвратная пружина (3) (см.рис.). Во время вращения диска, его магнитное поле приводит в действие токи картушки, которые создают свои магнитные линии. Когда взаимодействуют два поля, колпак следует за диском, но пружина не дает ему полностью развернуться. Угол поворота зависит от того, с какой скоростью вращается диск. Циферблат отградуирован так, что соответствует тарировки прибора, которая в свою очередь зависит от жесткости пружины. Изменять ее жесткость нельзя – сильно исказятся показания спидометра.

К несчастью, точность работы спидометра очень сильно зависит от износа его компонентов и привода. При установке устройства тщательно следят за изгибом троса (в противном случае вал быстрее изнашивается, стрелка начинает колебаться, а механизм шуметь). При тросовом приводе усложняется процесс сборки и разборки приборной панели.

Если возникают проблемы со спидометром, то крайне рекомендуется обращаться в автосервис. Там автомобилем займутся профессионалы своего дела, которые также предоставят гарантию.